Дата: 11 июня 2021 года

Как работает реставратор

Как работает реставратор​Главная задача современной научной реставрации — приостановить разруше­ния, изучить и сохранить памятник, максимально продлить его жизнь и обес­печить возможность дальнейших исследований, искусствоведческих и исто­рических. Эти принципы были заложены еще в XIX веке, когда возникла идея о необходимости сохранения и изучения древности. Началом этого процесса можно считать поступок скульптора Кановы, кото­рый отказался восполнять утраченные фрагменты скульптуры Парфенона.

Бывшая сначала частью археологии, реставрация постепенно выделилась в отдельную отрасль. Еще в XIX веке четкого разделения между реставрацией, поновле­нием, ремонтом и восстановлением не было. Сейчас поновление и ре­монт неприемлемы в работе с памятниками, хотя коммерческая реставрация часто использует именно эти способы, чтобы улучшить вид памятника перед пере­продажей или экспонированием в частной коллекции. Разницу между реста­врацией и восстановлением хорошо иллюстрирует храм Христа Спаси­теля: хотя взорванный храм и восстанавливали с учетом прежних форм, на самом деле он вы­строен заново.

Реставраторы — как врачи. Они тоже носят белые халаты и используют меди­цинские инструменты — скальпели, шприцы, компрессы, ватные тампоны. И главный принцип тот же: не навреди. Памятник — это хрупкий организм с многовековыми историческими наслоениями, поэтому прежде, чем вмеши­ваться в его структуру, нужно убедиться в необходимости такого вмешатель­ства. Для начала нужно поставить правильный диагноз, то есть понять причи­ны разрушений. Поэтому так важно провести обследование и составить «исто­рию болезни» — описать нынешнее состояние памятника, сделать лаборатор­ные и архивные исследования.

По результатам исследований проводится сво­его рода консилиум врачей — реставрационный совет, в котором участвуют историки, искусствоведы, музейные хранители, а также реставраторы разных профилей. Только когда программа работ утверждена советом, можно присту­пать к реставрации.

Точнее определить состояние памятника позволяют физико-химические иссле­дования. Рентгенограмма показывает внутреннее строение произведения, пу­стоты, трещины, скобы; съемка в ультрафиолетовых лучах нужна для оценки состояния поверхности — на ней видны записи, тонировки, лаки; съемка в ин­фракрасных лучах позволяет увидеть различные слои живописи и подготови­тельного рисунка. 

Хотели бы вы работать в данной сфере? Обратите внимание на наши курсы по профессиональной переподготовке в области реставрации .